«Мозговой» центр энергосистемы КЖД
Если на платформе отключились фонари, внезапно остановился поезд или вышло из строя оборудование на подстанции, в дело вступает энергодиспетчер – именно он отвечает за все устройства энергоснабжения на железной дороге. От него напрямую зависит движение электропоездов, работа станций, вокзалов, переездов, а также устройств сигнализации, централизации и блокировки. Энергодиспетчер организовывает работу при нормальном режиме и графике движения поездов, а также аварийно-восстановительную работу в случае неисправности устройств электроснабжения.
Каждый день, круглосуточно на посту энергодиспетчерского пункта – работники «мозгового» центра энергосистемы. Именно в диспетчерскую стекается вся информация, на них возложено принятие самых неотложных и оперативных решений.
На Крымской железной дороге трудятся 12 специалистов – они составляют энергодиспетчерскую группу и находятся в штате Дистанции электроснабжения. Под их контролем находятся два диспетчерских круга – Северный и Южный. За смену энергодиспетчер организовывает на своём круге от 5 до 10 технологических «окон» – период времени, в течение которого прекращается движение поездов по перегону для производства ремонтных работ.
В подчинении энергодиспетчера находятся оперативно-ремонтный и электротехнологический персонал районов контактной сети, тяговых подстанций, районов электроснабжения, ремонтно-ревизионных участков, в том числе аварийно-восстановительные средства. Кроме того, тяговые подстанции обеспечивают электроэнергией жилой фонд.
Чтобы стать энергодиспетчером, нужно пройти большую профессиональную подготовку: не менее двух лет отработать на устройствах электроснабжения, иметь V квалификационную группу по электробезопасности и пройти стажировку в районе контактной сети, районе электроснабжения и тяговой подстанции. Старший энергодиспетчер Александр Васильев в этой специальности более 30 лет.
«Впервые я пришёл на дорогу в 1991 году. После окончания Высшего профессионального училища № 26 устроился электромонтёром в ЭЧ-1. Проработал, правда, всего 3 месяца и поступил в Днепропетровский техникум железнодорожного транспорта. А уже получив средне-техническое образование, в 1996 году стал энергодиспетчером Северного круга. Параллельно продолжал получать образование инженера железнодорожного транспорта. И уже почти 20 лет работаю старшим энергодиспетчером – с 2004 года. Работа интересная и очень ответственная. Самое главное – это внимание, постоянный контроль за приборами и оперативность».
Бесперебойную работу приборов на местах поддерживают электромонтёры и механики, диспетчер постоянно находится с ними на связи и организовывает текущий ремонт электроустройств.
Любое повреждение устройств электроснабжения отображается на рабочем месте диспетчера звуковыми и световыми сигналами. Далее энергодиспетчер по кругу своих обязанностей связывается с другими службами железной дороги по оперативному устранению нарушений – его задача в том, чтобы локализовать повреждённый участок и обеспечить бесперебойное движение поездов по оставшимся исправным участкам, организовать сбор и выезд аварийных бригад для устранения повреждений. Совместно с поездным диспетчером они устанавливают рациональный порядок пропуска поездов или закрывают отдельные перегоны или станции.
Чтобы управлять устройствами электроснабжения, диспетчер должен разбираться во всех тонкостях их работы и знать каждый объект на участке. Поэтому раз в месяц специалисты выезжают на линии, чтобы ознакомиться с их техническим обустройством и расположением всех объектов. Это необходимо для того, чтобы чётко планировать даже самые простые работы.
Обычно диспетчер общается с электромеханиками по селектору, но во время выезда на линию он обязательно знакомится с ними лично – это тоже важная составляющая слаженного и оперативного взаимодействия.
Диспетчеризация при управлении транспортной энергосистемой является важнейшим фактором, обеспечивающим ее надежную и безаварийную работу, а энергодиспетчеры выступают гарантом исправности устройств электроснабжения.
Мы используем файлы cookie, чтобы собирать данные о трафике, анализировать их, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Также мы передаем информацию о ваших действиях на сайте в обезличенном виде нашим партнерам: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с политикой конфиденциальности
OK
Комментарии