Вагон-дефектоскоп: диагностика на колёсах
Сегодня расскажем о верном помощнике специалистов контроля качества рельсов – вагоне-дефектоскопе. На Крымской железной дороге он единственный.
В России до недавнего времени наибольшее распространение имели вагоны-дефектоскопы с магнитными искателями. В 2000-х годах началась постепенная замена магнитных и ультразвуковых вагонов на совмещенные, которые объединяют достоинства обоих методов: магнитным методом выявляются дефекты на малых глубинах и не требуется непосредственный контакт с рельсом, ультразвуковым – дефекты глубокого и среднего залегания. Именно вагон совмещённого типа ищет изъяны рельсов на Крымской железной дороге.
«Наш вагон использует два метода контроля: магнитный и ультразвуковой, что позволяет произвести более тщательный анализ состояния рельсов: контролируем одновременно обе рельсовые нити железнодорожного пути по всей их длине и по всему сечению с целью выявления внутренних и поверхностных дефектов. Это современный автоматизированный комплекс диагностики на колёсах, который позволяет выполнить большой объём работ в отличие от дефектоскопных тележек. Кроме того, специфика работы вагона и тележек немного различается: мы основываемся на записи дефектограмм, то есть исключительно на том, что видим на экране мониторов дефектоскопного комплекса, а оператор тележки плюс ко всему имеет возможность, так скажем, воочию оценить рельсы на предмет дефектов. Вот и вся разница, а предназначение у нас одно – выявить дефект и вовремя его устранить», – рассказал начальник вагона по диагностике объектов Дирекции инфраструктуры
Александр Климович.
Вагон-дефектоскоп на Крымской железной дороге появился в 2014 году. Внешне он ничем не отличается от пассажирского, а вот «начинка» его специфическая – он оснащён сложной современной техникой: компьютерами, дефектоскопным комплексом РДМ15-К, дизель-генераторной установкой для электропитания вагона и, безусловно, системой водоснабжения, поскольку для обеспечения акустического контакта при работе ультразвуковых каналов необходима вода. Кроме этого, вагон оборудован спальными местами и комнатой приёма пищи – для работников созданы все необходимые условия для комфортного и полноценного отдыха во время долгой поездки.
За смену (15 дней) вагон проходит порядка 800 км и расходует свыше 5 кубометров воды. В зимний период вода нагревается специальными водонагревателями. На контроль пути вагон-дефектоскоп выходит раз в месяц. В составе бригады помимо начальника вагона инспектируют дорогу три инженера.
«После проезда инженеры расшифровывают дефектограммы и определяют степень опасности того или иного дефекта. После – составляется ведомость дефектных рельсов, по которой уже работает каждая дистанция пути отдельно. То есть после выданных нами ведомостей производится вторичный контроль: на место выезжают работники дистанции пути, цеха дефектоскопии дистанции пути – и принимается решение уже на месте. После завершения рабочего проезда, у нас есть 24 часа, чтобы передать результаты проверки диспетчерам и в сектор диагностики Дирекции инфраструктуры».
Рабочая скорость вагона-дефектоскопа – 40 км/ч, при контроле стрелочных переводов, учитывая их конструкцию, она снижается до 25 км/ч.
«Я в дефектоскопии работаю более 10 лет и могу с уверенностью сказать, что с каждым годом дефектов мы находим всё меньше, то есть состояние дороги намного улучшилось. Все обнаруженные наружные и скрытые дефекты устраняются очень оперативно!»
Комментарии